Если упрощенно, то не одно и двухсторонние, а одно и двух трубные. Однотрубные - газовые, жесткие, двутрубные - маслянные, мягче. Но зависит не столько от того газовая или нет, сколько от клапанов, подбором клапанов и маслянные можно сделать жестче обычных газовых. Газ азот под давлением в газовом амортизаторе не дает маслу вскипать и по этому аморт дольше работает во время продолжительной нагрузки в жаркое время.
Упрощенно строение аморта: представьте себе что аморт - это шприц запаянный с обоих сторон, в обоих полостях перед и после штока есть масло, а в поршне есть дырочки, когда поршень (шток) ходит вверх вниз масло перетекает из одной половинки в другую, но с сопротивлением, пропорциональным диаметру и количеству дырочек, и вязкости масла. С одной из сторон часть дырочек прикрыто плоской гибкой шайбочкой, для того что бы создать клапан, неодинаковость усилий на сжатие и растяжение амортизатора (сжиматься он должен легче (при наезде на кочку), а растягиваться труднее (что бы колесо "пролетало" над ямкой)). Т.е. в одну сторону масло проходит через все дырочки (когда сжимается), а когда расжимается часть дырочек прикрыта, шток сопротивляется сильнее.