Юзаю газ уже лет 5 где то, разбирал сам моторы на машинах которых ездил, сам ставил газ, сам настраивал, устранял недостатки, обслуживал немного автомобили друзей, в т.ч. и на газу и могу сказать о плюсах/минусах газа конкретно, а не основываясь что кто то где то что то услышал...
Итак плюсы газа:
1) Чем более высооктанового бензина требует мотор, тем лучше на него ставить газ, т.к. октановое число газа как 95-115, типично чуть больше ста (104, зависит от конкретного соотношения пропана и бутана). Если мотор расчитан на АИ-92, то используя газ литровый расход газа будет как минимум на 5-7% больше. Если степень сжатия 10-11 (для атмосферных моторов), то литровый расход газа будет практически одинаковым с бензином. Другими словами на K3-VE и K3-VEТ газ ставить выгодно - литровый расход газа будет практически как на бензине (здесь и далее при условии правильно настроенного ГБО 4го поколения, другие системы брать смысла нет, подачей газа в мотор должен управлять тот же компьютер, который управлял подачей бензина, этим самым достигается такое же поведение машины как на бензине).
2) На низах мотор на газу будет тянуть лучше бензинового, на средних так же, на верхах чуток слабее.
3) Про цену газа говорить смысла думаю нет - и так понятно что практически в 2 раза дешевле обходится 1км пути.
4) Мотор в целом служит дольше, за исключением клапанов (расскажу подробнее в недостатках). Масло загрязняется гораздо меньше, т.к. грязи нет в принципе - излишки богатой смеси не остаются в моторе в виде сажи, а просто вылетают в выхлопную.
5) На авто, пригнанных из европы установка ГБО 4 поколения позволяет получить даже немного бОльшую мощность, чем на бензине, в силу того, что подача бензина во время разгона черезчур "зажата" по соображениям экологии, а некоторые ГБО позволяют настроить с небольшим обогащением в плюс при разгоне, а бензиновый комп еще не успевает "вернуть смесь в рамки"
Теперь про недостатки:
1) Самый главный недостаток для мотора - смесь на газу горячее по ряду причин (часть тепла отбирает бензин во время испарения, Т сгоревших газов на газу тоже выше). В результате седла клапанов, особенно выпускных, быстрее покрываются кавернами, т.е. используя авто на газу притирать клапана надо чаще, операция крайне простая и быстрая, но надо снимать головку. Так же быстрее выйдут из строя (задубеют) маслосъемные колпачки от повышенной Т. Увеличенного износа ЦПГ от использования газа я не замечал, как не заметили знакомые которые тоже длительно ездят на газу. Моторы при езде на газу чистые как будто вчера только вышли с завода. Работают тише и ровнее чем собратья на бензине. Как более высокая Т выхлопных газов скажется на долговечности турбины - не могу сказать, понятно, что улитка будет горячее чем на бензине, но успокаивает то, что турбина охлаждается антифризом, и критически важные части трубины не будут перегреты.
2) Свечи и тарелки клапанов покрываются шнягой, похожей на накипь, механически счищается она очень плохо, но в местах где бъет искра контакты чистые, т.е. в общем то эта штука не мешает работе, я бы даже сказал приносят пользу т.к. уменьшает передачу тепла от газов клапану.
3) Про вонь от машины и тем более в салоне - вообще не актуально, воняли дешевые ГБО редукторного типа которые никакой нормальный человек на нормальную инжекторную машину сейчас не поставит.
4) Газ тоже бывает разным (хуже/лучше тянет, расход тоже бывает отличается до 30%), и на газовых заправках тоже обманывают, но обычно находишь хорошие проверенные заправки и все.
5) Как то было один раз - залил газа, и появились признаки засоренного фильтра - пришлось снимать и чистить фильтр в газовом клапане, менять фильтр тонкой очистки, везде следы черного мусора, похожего на кристаллики графита.
Что будет если ГБО установлено или настроено неправильно:
1) Если ГБО богатит смесь, и стоит катализатор - то остатки газа дожигаются в нем, катализатор раскаляется вместо обычных 500-600 С до существенно больших Т и плавится, в особо клинических случаях даже разрывало катализатор.
2) Взрывы газа наблюдались на метановом ГБО (на сжатом природном газе, такой же газ подается в дома), на легковые сейчас никто не рескует его ставить, там высокое давление до 200-250 Атм, очень дорогие и малоемкие баллоны (как ацетиленовые и кислородные), в общем метановое ГБО ставят на грузовики и автобусы, и отдельные энтузиасты, т.к. ездить на метане примерно в 4 раза дешевле чем на бензине. На обычные же авто ставят пропан/бутановое ГБО (сжиженный газ, побочный продукт нефтедобычи), давление в нем максимум 16 атмосфер сразу после заправки и за 2-3 км пробега быстро падает до примерно 6-8 атм летом и до 4 зимой. Это такой же газ как в пластиковых зажигалках, что бы добится взрывоопасной концентрации надо очень много газа, вонять будет конкретно, даже на заправке если газ капает с заправочного пистолета рядом можно курить и ничего не взорвется.
3) Зимой для ГБО 4 поколения особенно важно какой мощности стоит испаритель газа (обычно коструктивно совмещенный с редуктором). При Т ниже 20 надо хотя бы полуторный запас по мощности редуктора-испарителя, и обеспечить хорошую циркуляцию охлаждающей жидкости через него, т.е. врезаться в контур подогрева дроссельной заслонки - неправильно, надо врезаться в контур печки или еще лучше - во внутренний контур (который до термостата). Иначе испАренного газа не хватает, получаем бедную смесь и авто просаживается при разгоне, примерно как на бензине если забит топливный фильтр или подыхает топливный насос, это приводит к тому, что ГБО переключается на бензин считая что снижение давления газа произошло по причине окончания газа, после восстановления давления газа происходит обратное переключение на бензин, и человек ничего не замечает т.к. на лампочку индикации вида топлива не смотрит, а переключения с бензина на газ и обратно происходят вообще не заметно, а бензин то уходит....
P.S. Для себя я еще не решил - ставить газ или нет, останавливает вопрос влияния на турбину и понизившиеся цены на бензин, вероятно все же поставлю.