Взял на работе
Масла
Что такое моторное масло?
Моторное масло - это смазочный материал для поршневых двигателей внутреннего сгорания. Ресурс и надежность двигателя во многом зависят от того, насколько применяемое моторное масло по всем характеристикам соответствует предъявляемым требованиям. Любое несоответствие неизбежно влечет за собой существенные потери, связанные с затратами на ремонт двигателей и с вынужденными простоями автомобиля. В международной практике классификация моторных масел осуществляется исходя из следующих трех параметров:
1. Вязкостно-температурных свойств, определяющих диапазон температуры воздуха, в котором масло может быть использовано.
2. Области применения и уровня эксплуатационных свойств, задающих степень жесткости условий работы, а также типа двигателей автомобиля.
3. Наличия или отсутствия энергосберегающих свойств у данного масла, характеризуемых экономией топлива.
Минеральные, синтетические, полусинтетические масла
В зависимости от того, что составляет основу моторных масел их можно разделить на три вида: минеральные (mineral), синтетические (synthetic, full synthetic) и полусинтетические (teil synthetic, semi-synthetic). Основой минеральных моторных масел являются очищенные масляные фракции нефтей. Далее к базовому маслу добавляют минимум 5-6 различных присадок (10-15% и более от всего объема), придающих ему необходимые новые свойства или значительно улучшающих его природные качества. Одним из значимых преимуществ этого вида масла является его относительно невысокая стоимость. В последнее время все чаще в качестве основы моторных масел используют синтетические компоненты или их смеси с минеральными базовыми маслами. Синтезированные органические соединения, являющиеся основой синтетических масел, отличаются низкой температурой застывания, высокими пусковыми характеристиками при низкой температуре, стойкостью к окислению, хорошей смазочной способностью и малой испаряемостью. Стоимость синтетических масел значительно больше, чем минеральных, однако, их высокая цена окупается за счет экономии топлива, т.к. большинство синтетических масел относится к энергосберегающим маслам. Кроме того, расход самих масел также несколько меньше, а срок смены больше. Существенно дешевле - полусинтетические масла, которые, сохраняют часть преимуществ синтетических масел перед минеральными. Они изготавливают на основе смесей высококачественных минеральных базовых компонентов, выработанных из нефти, с синтетическими компонентами.
Синтетические и полусинтетические масла по сравнению с минеральными обладают лучшими вязкостно-температурными свойствами, меньшей склонностью к образованию отложений на деталях двигателей, а также лучшей экологичностью. Они обеспечивают экономию топлива, снижая потери энергии на преодоление трения. Поскольку эти масла имеют преимущество при холодном пуске двигателей, их эффективно используют в экстремальных условиях суровых зим.
Летние, зимние, всесезонные масла (Классификация SAE)
Температурные характеристики масел зависят в первую очередь от такой важной характеристики как их вязкость. В зависимости от большей или меньшей вязкости масла классифицируют на летние, зимние и всесезонные. Сегодня общепринятой служит классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE (Society of Automotive Engineers) в стандарте SAE J-300 DEC-99. Эта классификация содержит 11 классов, из которых 6 относятся к зимним маслам (SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и 5 - к летним (SAE 20, 30, 40, 50 и 60). Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, имеют двойное обозначение, где первое дает зимнюю характеристику, а второе - летнюю. Например, SAE 5W-40, SAE 20W-50, SAE 0W-30 и т.п.
Чем меньше цифра, стоящая перед буквой "W" (Winter - зима), тем меньше вязкость масла при низкой температуре и легче холодный пуск двигателя. Чем больше цифра, стоящая после буквы "W", тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя в летнюю жару.
В России и странах СНГ моторные масла классифицированы согласно ГОСТ 17479.1-85 по вязкости. В этом же ГОСТ приведено ориентировочное соответствие классов вязкости по российской классификации и по классификации SAE.
Область применения и уровень эксплуатации (Классификации API и ACEA)
Наиболее известная классификация моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств, используемая в международном масштабе, - классификация API (American Petroleum Institute). Она подразделяет моторные масла на две категории. К категории "S" (Service) отнесены масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, к категории "C" (Commercial) - дизельные масла для легковых и грузовых автомобилей, тягачей, внедорожной строительной и сельскохозяйственной техники. За время существования классификации API в категорию "S" были введены 10 классов масел, обозначаемых так: SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ и SL, а в категорию "С" - 11 классов, обозначаемых так: CA, CB, CC, CD, CD-II, CE, CF, CF-4, CF-2, CG-4 и CH-4. Универсальные масла, применяемые в дизелях и бензиновых двигателях, обозначают двумя классами разных категорий, например, CG-4/SH, SF/CC, SE/CD и т.п. Условия эксплуатации автомобилей в США и странах Европы существенно отличаются друг от друга. В европейских странах в парке легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовиков малой грузоподъемности значительно большая доля машин с дизельными двигателями. Эти, а также другие причины привели к необходимости разработки Ассоциацией европейских изготовителей автомобилей (АСЕА) новой европейской классификации моторных масел. Классификация АСЕА подразделяет моторные масла на три класса:
• класс А - для бензиновых двигателей;
• класс В - для дизелей легковых автомобилей;
• класс Е - для дизелей грузовых автомобилей.
Возможно введение еще одного класса масел, для двигателей, работающих на природном или сжиженном нефтяном газе.
В России классификация моторных масел по области применения и эксплуатационным свойствам осуществляется по ГОСТ 17479.1-85. В нем также приведено ориентировочное соответствие российской классификации и классификации API групп масел по области применения и эксплуатационным свойствам.
Энергосберегающие моторные масла
В условиях роста цен на топливо более актуальным становится следующий классификационный признак моторных масел - их энергосберегающие свойства. Данные свойства достигаются за счет снижения потерь на трение между деталями двигателя. В зависимости от типов двигателей и условий эксплуатации автомобилей, применение энергосберегающих маловязких всесезонных масел дает следующую экономию топлива: при коротких поездках в городе до 3-5,5%, на рейсах средней протяженности до 2,2-2,8%, на дальних рейсах по благоустроенным дорогам до 2-3%. В зимних условиях процент экономии возрастает.
Обозначение энергосберегающих масел различается в зависимости от страны-производителя. Наиболее распространенная система обозначения - ЕС (Energy Conserving) - включают в маркировку масла после указания класса API, например, SAE 5W-30, API SJ/CF-4(EC).
Рекомендации изготовителей автомобилей
Классификации моторных масел дают подробную информацию об уровне их эксплуатационных свойств. Однако в зарубежных классификациях API и ACEA сформулированы минимальные базовые требования, согласованные между всеми заинтересованными сторонами, при условии, что за каждым изготовителем техники сохраняется право выдвигать собственные дополнительные требования к тем моторным маслам, которые он разрешает применять в двигателях автомобилей собственного производства. Многие зарубежные производители легких транспортных средств, такие как Audi, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Opel, Ford, Skoda, Mercedes-Benz, Scania, DaimlerChrysler, Volkswagen, BMW, Porsche, Volvo, MAN и другие, рекомендуют определенные или специальные виды масел для автомобилей своего производства.
От себя
Есле есть возможность лейте рекомендованное заводом изготовителем, есле нет, любой известный брент с нехужеми свойствами. Только настоящие
[вложение удалено Администратором]