Иногда новому изделию удается придумать столь удачное название, что оно становится именем нарицательным для целой группы товаров. Например, слово «ксерокс» применяют ко всем копировальным аппаратам и даже самим копиям, «джипами» стали называть любые вседорожники...
«КСЕРОКС» ДЛЯ КОРОБКИ
Так и Dexron - бренд, придуманный «Дженерал моторс» в 1967 году, утвердился в качестве обозначения любых жидкостей для автоматических коробок передач. Правда, «Форд» тоже попытался дать звучное имя своим ATF (Automatic Transmission Fluid) - Mercon, но часто ли вы слышали этот термин? Впрочем, важнее не филологические тонкости, а тот факт, что с 1993 года жидкости «Джи-Эм» и «Форда» стали взаимозаменяемыми. По мере развития конструкций автоматических коробок передач (речь - о классических «автоматах» с гидротранформатором) менялась римская цифра после слова Dexron. Сегодня наибольшим спросом пользуются жидкости по спецификации Dexron III, введенной в 1993 году. Это и определило наш выбор образцов для экспертизы. Ведь большинство владельцев машин с коробками, разработанными после 1999 года (когда появилась спецификация Dexron IV), меняют масло на сервисе.
И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ
В отличие от механической коробки, масло в «автоматах» берет на себя гораздо больше задач. Во-первых, там есть зубчатые передачи, так что от важнейшей функции смазывать ATF никто не освобождал. Во-вторых, масло должно обеспечивать правильную работу фрикционных сцеплений. В-треть- их, оно же передает крутящий момент в гидротрансформаторе, двигаясь при этом с высокой скоростью (80-100 м/с) в узких каналах между лопатками колес. Наконец, оно должно охлаждать детали коробки: конструкция последней такова, что избыток мощности двигателя здесь превращается в тепло, нагревая масло в жару до 150°С, тогда как 95°С - нормальный «крейсерский» режим. Эти задачи обусловливают противоположные требования к ATF. Для смазки шестерен нужна вязкость побольше, а вот для работы гидротрансформатора она должна быть небольшой (4-8 сСт). Но если вязкость упадет ниже 3-5 сСт, возникает опасность кавитации и течей через уплотнения. Найти компромисс помогают присадки, но в присутствии разнородных металлов (например, сталь и бронза) они могут активизировать электрохимическую коррозию. В общем, обычную трансмиссионку в автоматические коробки лить нельзя, а чтобы водитель случайно не перепутал банки, ATF окрашивают в яркий, как правило, красный, цвет. Что, кстати, отражено в спецификациях.
АРШИНОМ НАШИМ НЕ ИЗМЕРИТЬ
Поскольку автоматические коробки передач для легковых автомобилей в нашей стране не выпускают, то на жидкости для них нет ни ГОСТа (это полбеды), ни оборудования для испытаний. А потому из множества параметров, заданных зарубежными спецификациями, мы решили измерить вязкость, температуру вспышки, смазывающие свойства, пенообразование и коррозионную активность. Важнейшие характеристики смазывающих свойств должны измеряться на оборудовании, которого нет в отечественных лабораториях, -лишь при этом условии результаты дали бы повод к отбраковке того или иного образца. В нашем случае применение четырехшариковой машины трения позволило лишь сравнить образцы друг с другом и расставить их по местам, ориентируясь на так называемый индекс задира. Его рассчитывают на основании нескольких трибологических характеристик. Чем он выше, тем лучше. Зато мы смогли объективно оценить коррозию медной пластины в баллах (где цифра характеризует степень коррозии, буква - цвет окисла) после трехчасового купания в горячем (+150°С) масле.
ЛЕЙТЕ МАСЛО ПЕННОЕ…
Итоги испытаний сведены в таблицу, нюансы отмечены в подписях к фото. Отметим, что «почти бесплатная» российская ATF Luxoil отличилась прямо-таки пивной пеной, но это, согласно спецификации Dexron III, допустимо! А вот запредельная агрессивность к меди сдвинула на последние места такие громкие бренды, как Elf, Castrol, Mannol и примкнувший к ним ХАДО. Специалисты рассказали, что применяемые в автоматических коробках втулки с бронзовым (сплав меди!) покрытием очень чувствительны к коррозии, а повреждение тонкого слоя приводит в итоге к дорогостоящему ремонту всего «автомата»!
10-е место Elf Elfmatic G3
Заявленный изготовитель - T.Lubrifiants, Франция
Минеральное масло именитой фирмы с допусками «Мерседес-Бенц», БМВ оказалось недопустимо агрессивным по отношению к медным сплавам. Скромный индекс задира привел его в итоге на последнее место.
+ Очень низкое пенообразование. - Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.
9-е место Mannol Dexron III Automatic Plus
Заявленный изготовитель - Wolf Oil Corporation, Бельгия
Синтетическая жидкость с допусками «Мерседес-Бенц», «Форд», «Эл-лисон» и «Катерпиллер» вряд ли обеспечит обещанную долговечность деталей из медных сплавов.
+ Очень малое содержание механических примесей. - Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.
8-е место Castrol Automatic TQ Dexron III
Заявленный изготовитель - Castrol UK Limited, Англия
Минеральное масло по довольно высокой цене - вероятно, за самую лучшую очистку от примесей. Допуски «Дженерал моторс», «Форд», «Эллисон», «Мерседес-Бенц» и МАН не могут убедить, что это - правильный выбор. Ибо -опять прокол по коррозии!
+ Самое чистое масло. - Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.
7-е место ХАДО ATF III
Заявленный изготовитель - «ХАДО-Технологии», Харьков, Украина
«Минеральное масло высшего класса. Лучшее на сегодняшний день. Антикоррозионное. На базе нефти с шельфа Северного моря». Это все -цитаты с упаковки. Вряд ли, однако, ревитализант восстановит съеденную коррозией бронзу.
+ Практически не пенится, отличные смазывающие свойства. - Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.
6-е место Luxoil ATF Dexron III
Заявленный изготовитель - ЗАО «Делфин Индастри», Москва
Единственное масло (минеральное) российского производства, которое мы смогли найти. Его цена - лучшая реклама, пусть и не указаны допуски автопроизводителей. Должно прекрасно работать на лютом морозе -температура застывания -48°С! Q + Удивительно низкая цена. - Не соответствует требованиям спецификации Mercon по пенообразованию, повышенная зольность.
5-е место BP Autran DX III
Заявленный изготовитель - BP Lubricants, Бельгия
Допуски «Дженерал моторс», «Форд», «Эллисон», «Мерседес-Бенц» и МАН на сей раз не вызывают сомнений. И морозостойкость такая же, как у предыдущего образца.
+ Отличная морозостойкость, очень низкая зольность. - Не самые лучшие смазывающие свойства, высокая цена.
4-е место Mobil ATF D/M
Заявленный изготовитель - ExxonMobil Oil Corporation, США
Конкретные допуски не указаны, но заявленным спецификациям Dexron III и Mercon безусловно соответствует. Цена вполне демократичная.
+ Очень хорошая очистка от примесей, отличная морозостойкость. - Температура вспышки на грани требований спецификации Dexron III.
3-е место Bizol ATF III
Заявленный изготовитель - BITA Trading GmbH, Германия
Указаны допуски «Мерседес-Бенц» и МАН. Отличная морозостойкость (-47°С), низкое пенообразование. Но почему-то… желтый цвет, тогда как спецификации Dexron и Mercon требуют красную окраску. Объяснения этому факту мы не нашли. Не было красителя?
+ Хорошие параметры, низкое пенообразование. - Неправильный цвет, завышенная цена.
2-е место ZIC Dexron III
Заявленный изготовитель - SK Corporation, Южная Корея
Полусинтетическое масло и вправду выполняет все обещанное, в том числе антикоррозионную защиту. А вот с «Очень Высоким Индексом Вязкости» (та самая разрекламированная технология VHVI) вышла промашка: он здесь самый низкий из всех образцов.
+ Хорошие смазывающие способности, невысокая цена. - Температура застывания -40°С -самая высокая из всех образцов.
1-е место ENEOS ATF III
Заявленный изготовитель - Nippon Oil Corporation, Япония
«Масло № 1 в Японии» оказалось первым и в нашем тесте! По смазывающим свойствам с ним посо-перничало бы лишь наше ХАДО, но оно, увы, нетерпимо к бронзовым деталям. Морозостойкость «японца» (-46°С) тоже на уровне.
+ Самые лучшие смазывающие свойства. - Как и положено победителю, «минусов» не нашлось!