ЧАСТЬ II "Ремонт": ВНИМАНИЕ! При разборке стартера будьте очень аккуратны с грязью скопившейся внутри, т.к. она содержит продукт отработки щеток - графит и если малейшая частица этого д…ма упадет на пол и вы растопчите его ногами…
Короче, вы услышите от вашей жены столько нового о ваших умственных способностях, возможно, станете пожизненным ответственным за мытье полов (мне повезло - жена гуляла с ребенком).
Очередная порция "похвал" в адрес японских конструкторов
, которые, как уже писалось где-то, по всей видимости разрабатывали данный авто по принципу "Я тебя слепила из того, что было". Как написано в книге: "На данный авто устанавливались два типа стартеров – 0,8 кВт и 1,0 кВт, с редуктором и без него". Об этом же говорят и рисунки из каталога Toyota на сайте Exist.ru:
Мой стартер внешне похож на тот, что на левом рисунке
. Однако, на данном рисунке две щетки расположены на самом статоре, а еще две на щеткодержателе, а на моем стартере все четыре щетки намертво приделаны к статору – две на массу, а две на обмотку:
Т.е. стартер ваще не такой,
что вызвало значительные трудности при попытках заказать оригинальные щетки в магазине. Откуда они взяли этот стартер или его в Японии заменили. Непонятно.
Ну хватит лирики:
- откручиваем клемму статора от корпуса втягивающего реле;
- откручиваем две гайки на втягивающем реле и, слегка приподнимая вверх, снимаем его;
- откручиваем два болта на задней крышке и снимаем кожух бендикса (не потеряйте шайбу, которая находится внутри "носика" кожуха;
- вынимаем якорь стартера;
- постукивая молотком по местам крепления болтов (не переусердствуйте), снимаем заднюю крышку;
- снимаем изолятор щеткодержателя
Видим картину воздействия искрового разряда, возникающего из-за стертых щеток и отсутствия их контакта с якорем (даже дым был):
Далее видим, что от щеток остались пеньки не более 5 мм. (при номинальном размере 10 мм.), причем две плюсовые щетки стерты сильнее.
- аккуратно вынимаем щетки и прижимные пружины из гнезд щеткодержателя и снимаем его;
На нем также видим следы воздействия искрового разряда, гораздо более серьезные, чем на изоляторе:
Сразу зачищаем это место наждачкой-нулевочкой.
- далее чистим все продукты выработки в районе щеток, на якоре, зачищаем нулевкой внутренние поверхности башмаков статора (на них были какие-то мелкие шероховатости).
Берем статор со щетками и едем на авторынок или в ближайший автомагазин подбирать щетки.
ВНИМАНИЕ! Материал японских щеток медь+графит, большинство же отечественных щеток чистый графит (естественно, ищем с медью).
Родные размеры моих щеток были: 10х7х6мм. Я искал в тазоотделах авторынка на Ярославке (за Королевым, кто местный, тот знает). Везде были какие-то огромные 18х12х6мм и еще какие-то трапециевидной формы. Кое-как нашел какой-то щеточный узел (щетки уже приделанные к держателю с пружинами) за 180 руб. Размеры щеток были 14х9х7мм. Это абсолютно не страшно, т.к. материал щеток очень мягкий и легко точится.
- берем надфиль или среднюю наждачку и точим щетки (ширину и толщину я прикидывал на глазок по старой щетке, длину замерял штангеном).
ВНИМАНИЕ! Материал очень мягкий, поэтому при обточке периодически (почаще) проверяем геометрию щетки (чуть сильнее надавил с одной стороны и сразу скос). Обтачиваем так, чтобы провод стал не посередине, а ближе к заднему торцу щетки (как у родных. На моих фото провод посередине, т.к. сначала понадеялся, что пружинки влезут, потом пришлось подтачивать уже припаянные). Не забываем в конце на всех углах снять фаску.
- отрезаем старые щетки от статора и новые щетки от купленного узла, зачищаем наждачкой контакты статора и припаиваем новые щетки;
- ставим щеткодержатель, вставляем в него щетки;
- вставляем якорь, вставляем пружины в щеткодержатель (если сначала вставите пружины, замучаетесь вставлять якорь);
- ставим сверху изолятор;
- одеваем заднюю крышку, не забывая вставить на место резиновый изолятор клеммы;
- смазываем трущиеся поверхности вала якоря и бендикса и одеваем кожух (не забыв поставить на место шайбу);
- ставим на место втягивающее реле, не забыв ввести в зацепление шпенек реле и вилку бендикса;
- закручиваем на места все болты.
Проверяем работу стартера:
- кладем стартер корпусом на минус аккумулятора и соединяем проводом "+" с плюсовой клеммой стартера (придерживаем стартер от падения);
- соединяем проводом "+" и вывод втягивающего реле – бендикс должен выдвинуться, уби-раем провод – бендикс втягивается.
Все!!! Идем ставить стартер на машину.