разбирал неисправную муфту ВВТИ, вот фотки
1. Снятая муфта - через отверстие в корпусе муфты справа видно маленькую дырку во внутреннем триподе муфты, через которую выходит воздух когда давление масла утопит фиксатор муфты, как только двигатель останавливается муфта смещается в положение в котором К3 легко заводится, фиксатор защелкивается
2. Собственно снятая верхняя крышка муфты, виден трипод муфты, желтые квадратики - это уплотнительные элементы, по смыслу аналог поршневых колец. Как видим конструкция муфты несколько напоминает роторный двигатель:
3. Снятый трипод, - видна конструкция уплотнителей:
4. Перевернутый трипод:
вот так до упора утапливается фиксатор давлением масла:
рассверлил отверстие что бы вытащить пружину:
мои выводы по проблеме неправильной работы механизма ГРМ с муфтой ВВТИ и методике выявления неисправности:
1. В случае когда не работает муфта ВВТИ причина может быть не только в ней, например может быть изношенный редукционный клапан, который стравливает лишнее давление масла, на низком давлении масла фиксатор муфты не отожмется и двигатель тоже будет работать как дизель как на неисправной муфте ВВТИ. Что бы проверить давление масла можно выкрутить датчик давления масла что очень неудобно и труднодоступно как в плане места, так и в плане доступности для приобретения датчика измерения давления масла, но есть более доступный способ - на к3 можно выкрутить крышку фильтра соленоида ВВТИ, вытащить фильтр, вкрутить свечной компрессометр (с удаленным клапаном), - там резьба такая же как на свечах, - на ХХ д.б. давление 2.2-2.4 кг/см2, далее с увеличением оборотов давление растет до 4 кг/см2 и примерно на 4 тыс оборотов редукционный клапан открывается и не дает повышать давление стравливая лишнее масло обратно в картер.
2. Если с давлением полный порядок, то можно разобрать муфту ВВТИ (она несложно разбирается и собирается, но там редкий торкс на 5 зубьев, я из 6-ти гранника выточил болгаркой с диском 1мм толщиной) и проверить и частично устранить износ уплотняющих элементов, там где елозят пластиковые подпружиненные уплотнители есть следы износа:
там пройтись слегка шкуркой 2000, только без фанатизма, с маслом и чуть чуть совсем чисто бугорки заровнять, и еще при разборе желательно пометить рисками где какой уплотнитель стоял т.к. радиус плоскости сопряжения у них разный по наружнему и внутреннему диаметру. Естественно все промывать и при сборке смазывать обильно маслом, трипод муфты надо установить в НЕЗАФИКСИРОВАННОЕ положение (повернуть до упора против часовой), и закручивать болты надо ПРИ ВСТАВЛЕННОМ распредвале, - немного покручивая за распредвал для проверки не закусило ли, т.к. присутствует небольшой люфт в посадке крышки и можно зажать вал.
Если у кого возникнут шальные мысли притирать муфту в сборе с пастой ГОИ - не очень хорошая идея: при притирке абразивный материал в виде мельчайших частичек вгрызается в более мягкий материал (в случае пары железо-алюминий внедрится в алюминий, а в случае муфты останется внутри пластмассовых уплотнителей). В итоге из пластмассок по сути будет "изготовлено" подобие шкурки-нулевки которая быстро нароет себе глубокие канавки в алюминии во время работы движка и муфта будет загублена окончательно