Author Topic: Стартер. Снятие, ремонт. Фотоотчёт.  (Read 33821 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline japan patriot

  • Политотречённый
  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2747
  • Gender: Male
  • ТОЛЬКО ЗАРЕГИЛСЯ В ФОРУМЕ? В "ПОИСК", ЛОДЫРЬ!
Почему-то уже второй автомобиль, разработанный компанией Тойота, выдает мне после пробега 150 т.км. сюрприз в виде стертых щеток стартера и, соответственно, невозможности завести машину стандартным способом. Но с первой-то эта проблема решалась просто: авто было на МКПП, поэтому было заведено путем разгона вручную с небольшой горки, отогнано в гараж с ямой, где стартер был снят и отдан в этих же гаражах "дяде Васе", который за один вечер восста-новил его с помощью нового комплекта жигулевских щеток.
С этой же машиной (Дайхацу-Стория) все сложнее: машинка на автомате, "дядя Вася" проживает за 8,5 т.км. отсюда, эвакуатор стоит дорого, также как и снятие/ремонт/установка стартера в ближайшем СТО ("машинка-то редкая, запчасти дорогие" – любимая отмазка у них).
Поэтому было принято решение – заняться  снятием агрегата во дворе, а ремонтом дома с Божьей и форумчан (без этого бы хрен взялся) помощью. О чем и был составлен данный фотоотчет. Глядишь, тоже кому-то поможет сэкономить 2-3 тыс. рубликов.
Во первЫх строках своего письма, разлюбезная Катерина Матвевна :), много слов "благодарности" хотелось бы выразить %;??*?ным японским конструкторам, которым зачем-то взбрело в голову присобачить стартер не как у всех других машин сзади-внизу двигателя (на Карине было так, снял в яме за 5 минут), а сразу под впускным коллектором, да так, что снизу к нему и не подберешься и сверху его тоже почти не видно >:(. Поэтому практически половина светового дня ушла на попытки достать стартер из недр моторного отсека, причем большая часть времени уходила на курение с почесыванием в затылке и раздумьями типа "какая еще ;:?*?ня мешает?" >:(

ЧАСТЬ I "Снятие":
1. Разгребаем место для доступа к болтам крепления и для вытаскивания
- снимаем минус с аккумулятора;
- снимаем воздушный фильтр;
- снимаем БДЗ (может кто-то сможет и так достать, но я не стал корячиться – и без того хватило);
- снимаем трубки системы охлаждения, по которым ОЖ подается из двигателя в печку и через тройники на БДЗ (ту, которая с тройником в виде буквы "Г",снимаем полностью), причем вторые половины трубок, которые от тройников и до перегородки моторного отсека, снимаем также полностью, т.к. они будут мешать доставать стартер;
- отсоединяем от рампы и отводим в сторону шланг подачи топлива;

- отсоединяем и отводим максимально вверх патрубки ГУРа;

2. Снимаем стартер:
- извиваясь, аки гад ползучий :), просовываем правую руку с маленьким ключом на 12 под впускным коллектором, отодвигаем вверх резиновый колпачок и откручиваем клемму с силового разъема стартера (находиться на задней части втягиваюшего реле см. фото №1). Там же под разъемом нащупываем фишку самого реле и, слегка нажав на фиксатор, снимаем ее;
- откручиваем болт №1 и болт №2 (оба болта на 14).

 Тут хотелось бы еще раз "поблагодарить" №%Е%%ных японских конструкторов за болт №2, который они вкрутили не со стороны стартера в коробку, а наоборот – со стороны коробки, через ее проушину и в стартер :-\ >:(. Я два часа не мог найти второй болт. Дырку под него со стороны стартера нащупал, но из нее ничего не торчало, и я уже решил, что у меня не хватает одного болта. Но тогда возник вопрос, на чем еще держится стартер, т.к. он не шевелился. Путем включения воображения при взгляде на болт№2, было установлено, что визуально он расположен на одной оси с той "пустой дыркой". Было принято решение покрутить этот болт наугад, чяй не отвалится коробка без одного болта. И о чудо – стартер отошел. Если бы японцы слышали, что я говорил в их адрес, я думаю, они поняли бы все без перевода :) (ведь на улице совсем не лето, чтобы тратить по 2 часа на поиск болтика).
- чертыхаясь и матерясь, царапая руки на морозе, вытаскиваем этот чудо-агрегат в направлении вправо-вверх на свет Божий.



« Last Edit: 14/02/10 by japan patriot »

Offline japan patriot

  • Политотречённый
  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2747
  • Gender: Male
  • ТОЛЬКО ЗАРЕГИЛСЯ В ФОРУМЕ? В "ПОИСК", ЛОДЫРЬ!
ЧАСТЬ II "Ремонт":  ВНИМАНИЕ! При разборке стартера будьте очень аккуратны с грязью скопившейся  внутри, т.к. она содержит продукт отработки щеток - графит и если малейшая частица этого д…ма упадет на пол и вы растопчите его ногами… ;) Короче, вы услышите от вашей жены столько нового о ваших умственных способностях, возможно, станете пожизненным ответственным за мытье полов (мне повезло - жена гуляла с ребенком). ;D
Очередная порция "похвал" в адрес японских конструкторов :(, которые, как уже писалось где-то, по всей видимости разрабатывали данный авто по принципу "Я тебя слепила из того, что было". Как написано в книге: "На данный авто устанавливались два типа стартеров – 0,8 кВт и 1,0 кВт, с редуктором и без него". Об этом же говорят и рисунки из каталога Toyota на сайте Exist.ru:

Мой стартер внешне похож на тот, что на левом рисунке :-\. Однако, на данном рисунке две щетки расположены на самом статоре, а еще две на щеткодержателе, а на моем стартере все четыре щетки намертво приделаны к статору – две на массу, а две на обмотку:
  Т.е. стартер ваще не такой, :-\ что вызвало значительные трудности при попытках заказать оригинальные щетки в магазине. Откуда они взяли этот стартер или его в Японии заменили. Непонятно. ???
    Ну хватит лирики:
- откручиваем клемму статора от корпуса втягивающего реле;
- откручиваем две гайки на втягивающем реле и, слегка приподнимая вверх, снимаем его;

- откручиваем два болта на задней крышке и снимаем кожух бендикса (не потеряйте шайбу, которая находится внутри "носика" кожуха;


- вынимаем якорь стартера;

- постукивая молотком по местам крепления болтов (не переусердствуйте), снимаем заднюю крышку;

- снимаем изолятор щеткодержателя
Видим картину воздействия искрового разряда, возникающего из-за стертых щеток и отсутствия их контакта с якорем (даже дым был):

Далее видим, что от щеток остались пеньки не более 5 мм. (при номинальном размере 10 мм.), причем две плюсовые щетки стерты сильнее.

- аккуратно вынимаем щетки и прижимные пружины из гнезд щеткодержателя и снимаем его;

На нем также видим следы воздействия искрового разряда, гораздо более серьезные, чем на изоляторе:

Сразу зачищаем это место наждачкой-нулевочкой.
- далее чистим все продукты выработки в районе щеток, на якоре, зачищаем нулевкой внутренние поверхности башмаков статора (на них были какие-то мелкие шероховатости).

Берем статор со щетками и едем на авторынок или в ближайший автомагазин подбирать щетки.
ВНИМАНИЕ! Материал японских щеток медь+графит, большинство же отечественных щеток чистый графит (естественно, ищем с медью).
Родные размеры моих щеток были: 10х7х6мм. Я искал в тазоотделах авторынка на Ярославке (за Королевым, кто местный, тот знает). Везде были какие-то огромные 18х12х6мм и еще какие-то трапециевидной формы. Кое-как нашел какой-то щеточный узел (щетки уже приделанные к держателю с пружинами) за 180 руб. Размеры щеток были 14х9х7мм. Это абсолютно не страшно, т.к. материал щеток очень мягкий и легко точится.
- берем надфиль или среднюю наждачку и точим щетки (ширину и толщину я прикидывал на глазок по старой щетке, длину замерял штангеном).

ВНИМАНИЕ! Материал очень мягкий, поэтому при обточке периодически (почаще) проверяем геометрию щетки (чуть сильнее надавил с одной стороны и сразу скос). Обтачиваем так, чтобы провод стал не посередине, а ближе к заднему торцу щетки (как у родных. На моих фото провод посередине, т.к. сначала понадеялся, что пружинки влезут, потом пришлось подтачивать уже припаянные). Не забываем в конце на всех углах снять фаску.
- отрезаем старые щетки от статора и новые щетки от купленного узла, зачищаем наждачкой контакты статора и припаиваем новые щетки;

- ставим щеткодержатель, вставляем в него щетки;

- вставляем якорь, вставляем пружины в щеткодержатель (если сначала вставите пружины, замучаетесь вставлять якорь);
- ставим сверху изолятор;
- одеваем заднюю крышку, не забывая вставить на место резиновый изолятор клеммы;
- смазываем трущиеся поверхности вала якоря и бендикса и одеваем кожух (не забыв поставить на место шайбу);
- ставим на место втягивающее реле, не забыв ввести в зацепление шпенек реле и вилку бендикса;
 - закручиваем на места все болты.
Проверяем работу стартера:
- кладем стартер корпусом на минус аккумулятора и соединяем проводом "+" с плюсовой клеммой стартера (придерживаем стартер от падения);
- соединяем проводом "+" и вывод втягивающего реле – бендикс должен выдвинуться, уби-раем провод – бендикс втягивается.
Все!!! Идем ставить стартер на машину.
« Last Edit: 14/02/10 by japan patriot »

Offline КриК

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 1378
  • Gender: Male
  • РеалГонкО
за труды респект!
Было YRV 1.3T, 4WD, Manual, Гонка
Стало: Evolution V - Гонка*2

Offline japan patriot

  • Политотречённый
  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2747
  • Gender: Male
  • ТОЛЬКО ЗАРЕГИЛСЯ В ФОРУМЕ? В "ПОИСК", ЛОДЫРЬ!
за труды респект!
Спасибо! Просто благодаря форуму мне стало интересно, а главное не боязно ковыряться в двигателе.

Offline alexey

  • Писатель
  • ****
  • Posts: 431
  • Gender: Male
Когда был Дуэт - все время думал: - где этот стартер находится? А он вот где находится!? :)

Offline Werbus

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 4290
  • Gender: Male
  • Сергей, NCP110
Молодец!!
Про снятие, в раздел ЖЕСТЬ.

Offline japan patriot

  • Политотречённый
  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2747
  • Gender: Male
  • ТОЛЬКО ЗАРЕГИЛСЯ В ФОРУМЕ? В "ПОИСК", ЛОДЫРЬ!
Про снятие, в раздел ЖЕСТЬ.
Да уж! Но зато заодно в очередной раз БДЗ промыл (хотя собирался только весной). :)

karma

  • Guest
Quote
и припаиваем новые щетки;
- а чем паял?

Offline japan patriot

  • Политотречённый
  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2747
  • Gender: Male
  • ТОЛЬКО ЗАРЕГИЛСЯ В ФОРУМЕ? В "ПОИСК", ЛОДЫРЬ!
- а чем паял?
Обыкновенным припоем из магазина электротоваров и паяльником на 100Вт ;). Ну сначала конечно облудил сами клеммы и провода, потом спаял вместе и еще все щели снова пропаял. 4 дня полет нормальный. Думаю, если бы припой не держал силу тока, то уже давно бы отвалился.

Offline NaiL

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2624
  • Gender: Male
  • Наиль
молодец что сразу за такую непростую вещь взялся и осилил, добавлю чуть чуть не столько для тебя, сколько для тех то воспользуется твоим опытом:

1) Щетки для стартеров как раз меднографитовые и нужны, черные имеют большее сопротивление
2) Хвостики щеток надо не просто припаять, но и обжать сверху, т.е. правильнее вставить хвостики в трубку (или пластинку в трубочку завернуть), обжать, потом нанести флюс и запаять что бы припой вовнутрь трубки затек.
3) Черные выгоревшие места проводят ток, по этому их надо тщательно вычистить.
4) Если получается разобрать втягивающее реле, то ему тоже профилактику устроить бы, там силовые контакты через которые подается питание на стартер подвергаются электроискровой эррозии, и в итоге стартер тоже не будет крутится. Там во втягивающем если конструкция позволяет можно или перевернуть контакты, или заменить их. Если втягивающее обслужить, то о стартере на несколько лет можно точно забыть
глупый спорит с каждым, умный - с равным, а мудрый лишь с самим собой
когда то давно придумал и сделал самодельный бустконтроллер+маршрутник+измеритель разгона http://yrv.ru/forum/index.php/topic,6148.msg236570.html#msg236570
купить усиленные болты на АКПП http://www.yrv.ru/forum/index.php/topic,7717.msg227574.html#msg227574
продаю подрамник на литровый ярв/сирион/стория/дуэт http://yrv.ru/forum/index.php/topic,16210.0.html
продам разные запчасти на АКПП, ремонтирую, собираю на заказ АКПП

Offline abs600l

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2024
  • Gender: Male
  • awesome
Все по полочкам!
Спасибо за отчет.
P.S. Снежинка красивая.

Слесарь-программист

  • Guest
Молодец, нормально так потрудился. И тема снежинки раскрыта.
А я сегодня форд турбодизельный починял, так там все гораздо хуже, не ругай японческих конструкторов, по сравнению с америкосами они молодцы.

Offline japan patriot

  • Политотречённый
  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2747
  • Gender: Male
  • ТОЛЬКО ЗАРЕГИЛСЯ В ФОРУМЕ? В "ПОИСК", ЛОДЫРЬ!
1) Щетки для стартеров как раз меднографитовые и нужны, черные имеют большее сопротивление
2) Хвостики щеток надо не просто припаять, но и обжать сверху, т.е. правильнее вставить хвостики в трубку (или пластинку в трубочку завернуть), обжать, потом нанести флюс и запаять что бы припой вовнутрь трубки затек.
3) Черные выгоревшие места проводят ток, по этому их надо тщательно вычистить.
4) Если получается разобрать втягивающее реле, то ему тоже профилактику устроить бы
1.)Именно это я и имел ввиду когда просил обратить внимание на то, что родные щетки медь+графит (на фото просто не видно красноватый оттенок материала) ;).
2.) Я об этом подумал и даже прикупил на рынке трубчатые соединители 8). Но потом понял, что хвосты у щеток очень короткие и при соединении металлической трубкой они потеряют свою гибкость и щетки не смогут выдвигаться в своих гнездах за счет воздействия пружин.
3.) Есть в тексте про наждачку-нулевку
4.) Я хотел, но так и не понял как его разобрать. А в книге так и написано, если процедура проверки реле не дает нужных результатов, "замените реле в сборе".
молодец что сразу за такую непростую вещь взялся и осилил
Глаза боятся, руки делают. :) Эт я со страху, что без машины останусь, т.к. в моей местности на остановке можно окачуриться, пока маршрутку или автобус дождешься, а после 22.00 они вообще не ходят ;D.

Offline NaiL

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2624
  • Gender: Male
  • Наиль
....Эт я со страху, что без машины останусь,...

вот так и становятся мастерами дайхацу ;D
когда жизнь вынуждает самому браться
глупый спорит с каждым, умный - с равным, а мудрый лишь с самим собой
когда то давно придумал и сделал самодельный бустконтроллер+маршрутник+измеритель разгона http://yrv.ru/forum/index.php/topic,6148.msg236570.html#msg236570
купить усиленные болты на АКПП http://www.yrv.ru/forum/index.php/topic,7717.msg227574.html#msg227574
продаю подрамник на литровый ярв/сирион/стория/дуэт http://yrv.ru/forum/index.php/topic,16210.0.html
продам разные запчасти на АКПП, ремонтирую, собираю на заказ АКПП

вит на маленькой

  • Guest
вот так и становятся мастерами дайхацу ;D
когда жизнь вынуждает самому браться

вот люди кругом:
 ;)
и починяют!
и сочиняют!!!!

Offline StYRV

  • Политотречённый
  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2225
  • Gender: Male
  • Станислав
Ай малаца! Время потраченое с пользой для фсех  ;)
"Торопитесь медленно" Октавиан Август

С 9.09.2007г. по 24.07.2012г. на YRV тurbo 2001г Р39 4WD жип эдишн - ПРОДАН! Почти 5 лет на ЯРВе!
Теперь был BMW X5 3.0i
Теперь Угнали и я его ищу - WV Tiguan 2.0 TDI 4MOTION
Suzuki Eskudo *99 коротыш-везделаз - опять привычный правый руль!

Offline Yurz

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 26736
  • Gender: Male
  • Юра, телепат-самоучка.
Извините меня, что пишу в вашем Разделе, сами мы не местные...

А никого из владельцев Ярвов/Сторий с мотором K3 не волнует звук, который издает стартер при запуске? Такой надрывный, довольно звонкий.
Знаю, что он такой у всех, но не связано ли это с необходимостью обслужить его? или это такой поставленный голос?
У Jazz/Fit звук примерно такой же, но на других машинах стартер более тихий (мне кажется, что я громче стартерОв не слышал, чем у Ярва...). Работает без проблем (и не слышал о проблемах со стартером на наших моторах), но может кто заморачивался, может есть способ "приглушить"?

Offline kasper-dp

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 4330
  • Gender: Male
  • Ездю на зеленом японском УАЗике с 2L-TE
Обычный звук помоему... Как и на любой иномарке не бизнес класса. Совершенно обычный... Это при том что на атмо СтСж выше и нагрузка на стартер соответственно тоже.

pianist777

  • Guest
Выражаю вам огромную благодарность за проделанную работу и подробнейший фотоотчёт !!! Дело в том что год назад мне приходилось снимать стартер на стории ( причина та же что и у вас щётки - пеньки! ), только я почему то побоялся снимать БДЗ и всю операцию проводил " через низ " - вот где сыпался мат в адрес японо-конструкторов !!! Только в прошлый раз мне стартер ремонтировал посторонний и как результат через год опять щётки ! В этот раз снял стартер руководствуясь вашим отчётом -просто душа радовалась ! Если выкинуть время на перекуры и чесание "тыквы" -1.5 часа работы ! ( с ямы снимал почти неделю !!! ) Когда читал ваш отчёт -очень улыбнуло про второй болт , который верхний , я пока его искал( когда первый раз снимал ) - даже новый матерок придумал !  И кстати - можно облегчить ваш способ - я не снимал топливный шланг с рампы , и не снимал патрубки с печки вообще ! Получается что я снял БДЗ вместе с трубочками на его обогрев ( их я сдёрнул с тройничков ), отвел максимально вверх патрубки ГУРа ( без этого никак !!! ) и кронштейн под воздушный фильтр - этого достаточно ! стартер " вытащился " абсолютно спокойно , хотя мне поначалу казалось что патрубки печки обязательно помешаются. Ну а в общем и целом вам огромное спасибо ! без вашего отчёта ни за что не решился бы снять БДЗ ! :) :) :)

Offline japan patriot

  • Политотречённый
  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2747
  • Gender: Male
  • ТОЛЬКО ЗАРЕГИЛСЯ В ФОРУМЕ? В "ПОИСК", ЛОДЫРЬ!
Всегда пожалуйста! Для того и делаются отчёты, чтобы другим легче было.
Про кронштейн воздушного фильтра - это интересная мысль. Я чего-то не догадался его снять, глядишь действительно легче стартер вышел бы.
P.S. Вот так вот, всего 36, а к тебе уже на Вы. Глядишь скоро в автобусе подмигнешь девчухе какой-нить молоденькой, а она тебе место уступит вместо номера телефона. :(   pianist777, за что ты мня так? ;D