Author Topic: Профилактика выхода из строя дифференциала и выламывания болтов планетарки  (Read 122347 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline NaiL

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2624
  • Gender: Male
  • Наиль
Профилактика выхода из строя дифференциала и выламывания болтов планетарки:

[spoiler]

  Для профилактики кулака дружбы (дифференциала) можно перевернуть ось саттелитов вокруг оси на 180°. Дело в том, что нагрузка на ось саттелитов всегда в одну сторону (видимо потому что всегда только одна сторона - сторона водителя пригружена сильнее), по этому букс (и износ) тоже только с одной стороны оси. Выбить шпонку надо с обратной стороны саттелитов,


провернуть ось на 180°, и вставить шпонку на место. Шпонка многоразовая, сделана из каленой стали, это трубка разрезанная вдоль, её диаметр больше дырки, по этому она заходит с усилием и сама не выпадет.


Естественно перед сборкой лучше ось саттелитов аккуратно вытащить (пометив верх), посмотреть на состояние, и осмотреть шестерни (лучше не вынимая что бы не перепутать, каждая деталь д.б. на своем притертом месте).


  С болтами планетарки: кернить бесполезно, сажать на локтайт бесполезно, подваривать головку - имеет смысл, но лучше устранить причину - люфт почти в 0,1мм между утолщением болта и посадочным местом под утолщение в самой планетарке. Фактически весь момент между корпусом солнечных шестерен и крышкой планетарки передается 3мя болтами на М6, и "благодаря" люфту болт испытывает микроизгибы при изменении вектора нагрузки (разгон/торможение двигателем). Ввиду того, что утолщенная часть болта кончается за 1,5мм до начала резьбовой части посадочного места планетарки,

и утолщенная часть болта имеет люфт почти в 0.1мм,
видео http://www.youtube.com/watch?v=9i97ZYEfSCY
http://www.youtube.com/v/9i97ZYEfSCY&hl=ru&fs=1&
то крышка планетарки имеет возможность микроповоротов относительно планетарки (корпуса солнечных шестерен). По этому болт планетарки микрошечно шатается, шатается и в конце концов переламывается в месте изгиба - входа резьбы болта в резьбовую часть планетарки, а именно на расстоянии ~1,5 витка резьбы от толстой части болта. Свидетельством "микрошатаний" болта является следы задиров на боковой части болта.

Фиксация резьбы или кернение головки болта не помогает - резьба и так остается на месте, выломанная часть болта выпадает и все. Заваривание головки приведет к тому, что обломанный болт НЕ ВЫПАДЕТ и будет продолжать участвовать в передаче момента, хоть и перестанет прижимать крышку планетарки к корпусу солнечных шестеренок, прижимать будут только оставшиеся 2 болта. Рано или поздно место сварки отломится и тогда все будет как обычно.
  Устранение проблемы:
1) Самый лучший вариант, это перенарезка под болты М7, т.е. требуется несложная разборка корпуса планетарки, защита несъемного подшипника от металлической пыли и стружки (например залить временно парафином, потом после окончания работ надо промыть планетарку и после промывки несильным нагревом выплавить парафин). После защиты, резьбовые отверстия под болты рассверливаются постепенно с увеличением диаметра сверла (сверлами 6, потом 6.5 и т.д., что бы отверстие не увело в сторону). Нарезается резьба, вытачивается болт М7. Метчик М7 лучше взять не машиннный, а комплект из 2х. Метчик М7 очень редкий. На М8 уже нет места, лучше М7.
2) Тоже неплохой вариант (но тоже требующий защиты планетарки и подшипников от стружки) - углубить отверстия в планетарке под утолщение болта еще на 2-3мм, расширить отверстие под утолщение болта до 7мм (в стоке утолщение 6,43-6,45мм) и сами болты выточить впритирку под новые увеличенные отверстия.
3) Еще более бюджетный вариант, не требующий разборки и мытья планетарки, но тоже вполне жизнеспособный (ведь не смотря на люфт коробка все таки у большинства преспокойно отъезжает 80-120 тык км). Просто выточить новые болты ВПРИТИРКУ под отверстия в планетарке и с увеличенной длинной утолщенной части на 1,35-1,45мм (расстояние до резьбы где то 1,5мм, надо что бы был зазор в 0,2-0,3мм). Дело в том, что каждый болт лучше точить индивидуально, под свое отверстие, у всех отверстий чуть разная глубина под утолщение болта, и чуть разный диаметр (еще как правило отверстие немного овальное, уже слегка разбито).
диаметр утолщения штатного болта:

и его длина:


а это диаметр утолщения выточенного болта:

и его длина:


  Штатные болты планетарки имеют твердость 18-19 единиц, это твердость чуть лучше сырого железа... Для выточки новых болтов можно взять немного более подкаленную сталь (совсем закаленую нельзя). Для этого надо подойдут обычные автомобильные болты М12 с маркировкой твердости, на головке болтов написано 8.8

Перед заворачиванием болтов надо найти наилучшее положение между отверстиями в крышке и корпусе шестеренок, они не идеально симметричные, на глаз видно несоответствие отверстий если поставить неправильно, надо поднять крышку, провернуть на 120° и снова примерить, если не подойдет опять повернуть. Если болты посажены впритирку, то уже можно сажать на локтайт и накернить головки. Закручивать болты лучше ударной отверткой

[/spoiler]

Изучение проблемы и пути решения болячек нашей коробки проведено достаточно высококласными специалистами по металлам (специалисты из Казанского авиационного института и выпускники этого же вуза), это не я все придумал (ремонтируемая коробка тоже не моя), если надо - они могут точить болты на заказ, но лучше если прислать им планетарку, и они выточат индивидуальные болты под каждое отверстие и посадят на неразъемный локтайт и вышлют обратно
« Last Edit: 25/10/11 by Yurz »
глупый спорит с каждым, умный - с равным, а мудрый лишь с самим собой
когда то давно придумал и сделал самодельный бустконтроллер+маршрутник+измеритель разгона http://yrv.ru/forum/index.php/topic,6148.msg236570.html#msg236570
купить усиленные болты на АКПП http://www.yrv.ru/forum/index.php/topic,7717.msg227574.html#msg227574
продаю подрамник на литровый ярв/сирион/стория/дуэт http://yrv.ru/forum/index.php/topic,16210.0.html
продам разные запчасти на АКПП, ремонтирую, собираю на заказ АКПП


Offline Yurz

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 26736
  • Gender: Male
  • Юра, телепат-самоучка.
Наиль, тему перенес и прикрепил. Если будут картинки - будет еще понятней.
Вот, что значит изучил имеющийся "под рукой" материал.

Quote
Изучение проблемы и пути решения болячек нашей коробки проведено достаточно высококлассными специалистами по металлам (специалисты из Казанского авиационного института и выпускники этого же вуза), это не я все придумал (ремонтируемая коробка тоже не моя), надо бы это в ФАК по ремонту коробок.
но все же коробка от Ярва - и ты - непосредственный заказчик этих исследований.
« Last Edit: 10/11/09 by Yurz »

Offline GoodSpeed

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 7383
  • Gender: Male
  • Yello TurboR 4wd Panarama pack Cubik Pro
Браво Наиль!
Если мои закерненые и посаженые на лактайт РОДНЫЕ болты срежет, то я непременно воспользуюсь одним из советов!

Проблема с коробкой на ЯРВ - не проблема более......!
жОлтый тут может быть только один, и это Я!
И если машинка на аватарке тоже жОлтая, то я сегодня добрый!

Offline nismo

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 1003
  • Gender: Male
  • Юра бывший Юрвовод, автолюбитель-Энтузиаст
БЫЛ YRV КАТРИВЕТ POWA!!! 2000 M211G-GPSJ TURBO 4WD: RED R29, P30, no cat, EBC Green Stuff brake pads, RED engine cover, TurboR Front Stab, 60mm Greddy boost meter, blow off
YRV 2000 --> Subaru Legacy 1999 --> Subaru Legacy 2002 --> Subaru Legacy 2002--> Subaru Legacy 2003--> Subaru Legacy 2005

Продам кузовные и другие запчасти на Daihatsu и другие японские авто http://www.yrv.ru/forum/index.php/topic,8186.620.html

Offline КриК

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 1378
  • Gender: Male
  • РеалГонкО
на механику эта статья не применима как я понимаю (про дифф)
Было YRV 1.3T, 4WD, Manual, Гонка
Стало: Evolution V - Гонка*2

Offline Yurz

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 26736
  • Gender: Male
  • Юра, телепат-самоучка.
как ты там говорил - "татарам 50%скидка" :)

главное, что понятно, о чем речь, ну и автозамены для того и делаются, чтоб после написания - видны были ошибки и легко было исправлять.

http://www.youtube.com/watch?v=9i97ZYEfSCY

Offline КриК

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 1378
  • Gender: Male
  • РеалГонкО
« Last Edit: 10/11/09 by Yurz »
Было YRV 1.3T, 4WD, Manual, Гонка
Стало: Evolution V - Гонка*2

Offline FisHeR

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2960
  • Gender: Male
  • Константин
Малаца Наиль ;) теперь все предельно ясно, это надо в распечатанном виде при продаже ярва давать, вместе с листочком на котором адрес форума ;D
Замысел без умысла называется вымыслом.

Offline Kach

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2659
  • Gender: Male
  • Ремонтирую YRV Москвы
Только вот шляпка болта не укладывается в теорию. конусная шляпка специально сделана, чтобы микротолчков не было, да и их нет там при торможениях и ускорениях, да и вообще планетарка крутится строго в одну сторону, либо не крутится. Болты именно выкручиваются. Была одна коробка, где болты выкрутились на 1 виток, но не были сломаны, даже намека не было на надлом.
Клубный автосервис "АвтоМагистр"
www.automagistre.ru
[email protected]
icq: 333817900
Тел.: +7 (985) 929-40-87

Offline NaiL

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2624
  • Gender: Male
  • Наиль
Только вот шляпка болта не укладывается в теорию. конусная шляпка специально сделана, чтобы микротолчков не было, да и их нет там при торможениях и ускорениях, да и вообще планетарка крутится строго в одну сторону, либо не крутится. Болты именно выкручиваются. Была одна коробка, где болты выкрутились на 1 виток, но не были сломаны, даже намека не было на надлом.

если бы обратного вектора силы не было бы, не было бы торможения двигателем, бесусловно он гораздо слабее момента при разгоне, но тем не менее он есть.
По поводу откручивания - ничто не мешает иметь 2 болезни, разламывание болтов и откручивание, они друг другу не противоречат, ведь на свете не бывает только черного или только белого, пусть будет еще более редкий, но случающийся вариант выкручивания болтов...

вот что происходит по моему мнению, верхняя часть это крышка планетарки, которую прижимает к планетарке болты, из-за люфта между болтом и отверстием могут быть перемещения крышки относительно планетарки, для увеличения зрительного эффекта я усилил перемещения болта, на самом деле диаметр отверстия под болт в планетарке 6.53-6.55мм, а стоковый болт 6.43-6.45мм. Зазор от поверхности болта до стенки отверстия планетарки порядка 0.05мм. Расстояние от утолщения до места вхождения резьбы болта в резьбовую часть планетарки ~1.5мм (полтора оборота болта). Если нет инструмента можешь даже посчитать по количеству оборотов заворачивания болта с крышкой и без крышки, разница примерно 1,5 оборота болта, шаг резьбы 1мм.:

 это как по аналогии с колесом когда оно одето на ступицу только на шпильки болтов без проставочного кольца для точной посадки отверстия диска на ЦО ступицы, если есть свобода перемещения - рано или поздно эти перемещения начнутся (на колесе под воздействием сильной кочки, а с болтами планетарки после ударной передачи момента, например когда колеса шлифовали по льду и наконец схватились за асфальт).
  Ведь здесь со штатными болтами все держится только на них и существует возможность их изгибания т.к. есть большой люфт. И характер разлома болта доказывает что это разлом от микроизгибов, а не разрыв от вытягивания болта:

вот сломанный болт:


2 части болта сложенные вместе по месту разъединения, место разъединения совершенно не видно:

видно как пожевало верхнюю часть болта, это оставшаяся резьбовая часть вкручивалась и вылезла с другой стороны, где её начало шинковать шестернями

глупый спорит с каждым, умный - с равным, а мудрый лишь с самим собой
когда то давно придумал и сделал самодельный бустконтроллер+маршрутник+измеритель разгона http://yrv.ru/forum/index.php/topic,6148.msg236570.html#msg236570
купить усиленные болты на АКПП http://www.yrv.ru/forum/index.php/topic,7717.msg227574.html#msg227574
продаю подрамник на литровый ярв/сирион/стория/дуэт http://yrv.ru/forum/index.php/topic,16210.0.html
продам разные запчасти на АКПП, ремонтирую, собираю на заказ АКПП

Offline NaiL

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2624
  • Gender: Male
  • Наиль
Я не стал удалять это сообщение, скажу только что рассуждения здесь были в корне неправильные. Дело в том что дифф непрерывно вращается и по этому форсунка распыляет масло конусом, т.е. все как надо.

по поводу улучшения смазки пальца диффа появились мысли такие, надо как то переформировать струю масла направив больше масла на область где шестерни сателлитов скользят по оси сателлитов, там как раз на валу есть выточка (на фото видно что толщина оси в районе шестерен уменьшается), специально для подачи масла под шестерни:

по этой трубке я предполагаю струя масла (а может факел) брызжет в сторону дифференциала.
  Мысль такая - приплюснуть слегка по горизонтали (относительно рисунка) эту медную трубку, что бы сформировать немного более плоскую форму струи или факела масла, что бы больше масла попадало вдоль оси сателлитов, тогда в область (ось сателлитов)/(шестерни сателлитов) будет попадать больше масла. Т.е. подать больше масла в тот узел, который страдает больше всего на данный момент от недостаточной смазки.
  Возможно все таки струя бьет факелом, есть вот такой ракурс


вот еще фотка сопла


  Думал, думал, подвохов такого решения не вижу, одни плюсы, кто как думает? Чем возможно чревато? Увеличивать диаметр отверстия думаю не стоит, снизим давление масла в системе, тут либо не трогать, либо слегка приплюснуть

Добавление от 8 декабря - эту трубку не стали трогать, судя по форме выходного отверстия там идет распыл факелом, рассчитать как измениться форма факела тяжело после приплюсывания, по этому трогать не стали
« Last Edit: 09/01/11 by NaiL »
глупый спорит с каждым, умный - с равным, а мудрый лишь с самим собой
когда то давно придумал и сделал самодельный бустконтроллер+маршрутник+измеритель разгона http://yrv.ru/forum/index.php/topic,6148.msg236570.html#msg236570
купить усиленные болты на АКПП http://www.yrv.ru/forum/index.php/topic,7717.msg227574.html#msg227574
продаю подрамник на литровый ярв/сирион/стория/дуэт http://yrv.ru/forum/index.php/topic,16210.0.html
продам разные запчасти на АКПП, ремонтирую, собираю на заказ АКПП

Offline Yurz

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 26736
  • Gender: Male
  • Юра, телепат-самоучка.
думаю, не стоит трогать эту трубку, слишком много всего, что продумать сложно, и что было рассчитано (если это слово применялось при доработке автомата на турбоЯРВ)

Offline Kach

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2659
  • Gender: Male
  • Ремонтирую YRV Москвы
я просто не видел срезаных болтов в таком месте, обычно только последний болт так срезается. Момент корпус планетарки не передает, направление корпуса планетарки не меняется, поэтому таких движений как на картинке не возможны.
в коробке у нас устроено след. образом.
1. Тормозные фрикционы корпуса планетарки, причем плнетарку вращают за внутрений корпус
2. тормозные фрикционы первого солнца
2. вращающие фрикционы плнетарки
3. Вращающие фрикционы первого солнца
4. Вращающие фрикционы второго солнца.

Весь момент передается через солнца, нагрузку болты испытываются только когда ее останавливают тормозные фрикционы планетрки, но делается это не моментально и нагрузка на болты зависит от массы планетарки и скорости вращения(от момента двигателя она вообще никак не зависит).
Клубный автосервис "АвтоМагистр"
www.automagistre.ru
[email protected]
icq: 333817900
Тел.: +7 (985) 929-40-87

Offline Kach

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2659
  • Gender: Male
  • Ремонтирую YRV Москвы
Корпус планетарки у нас неподвижен на 1.2.R передачах. Подвижен на 3.4 передчах. Поэтому хотите попробывать резануть болты, переключайтесь с 2 на 3 и наоборот :)
Клубный автосервис "АвтоМагистр"
www.automagistre.ru
[email protected]
icq: 333817900
Тел.: +7 (985) 929-40-87

Offline NaiL

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2624
  • Gender: Male
  • Наиль
вот еще до кучи накопал, где то вроде еще фотки были, я больше не нашел, болты или размолочены, или мне помница разломаны как раз по месту входа болта в резьбовую часть планетарки
http://www.yrv.ru/forum/index.php/topic,6228.msg154877.html#msg154877


глупый спорит с каждым, умный - с равным, а мудрый лишь с самим собой
когда то давно придумал и сделал самодельный бустконтроллер+маршрутник+измеритель разгона http://yrv.ru/forum/index.php/topic,6148.msg236570.html#msg236570
купить усиленные болты на АКПП http://www.yrv.ru/forum/index.php/topic,7717.msg227574.html#msg227574
продаю подрамник на литровый ярв/сирион/стория/дуэт http://yrv.ru/forum/index.php/topic,16210.0.html
продам разные запчасти на АКПП, ремонтирую, собираю на заказ АКПП

Offline Kach

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2659
  • Gender: Male
  • Ремонтирую YRV Москвы
на неделе сделаю фото как, что работает. Болт ломается потому что он начинает цеплять солнце и начинают действовать две противоположные силы, на разрыв они суммируются.
Клубный автосервис "АвтоМагистр"
www.automagistre.ru
[email protected]
icq: 333817900
Тел.: +7 (985) 929-40-87

Offline Yurz

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 26736
  • Gender: Male
  • Юра, телепат-самоучка.
щас читаю-перечитываю практиков-гуру, и вспомнил, что чуть больше года назад, Кирилл жаловался, что не может открутить болт :)

Offline GoodSpeed

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 7383
  • Gender: Male
  • Yello TurboR 4wd Panarama pack Cubik Pro
я просто не видел срезаных болтов в таком месте, обычно только последний болт так срезается. Момент корпус планетарки не передает, направление корпуса планетарки не меняется, поэтому таких движений как на картинке не возможны.
в коробке у нас устроено след. образом.
1. Тормозные фрикционы корпуса планетарки, причем плнетарку вращают за внутрений корпус
2. тормозные фрикционы первого солнца
2. вращающие фрикционы плнетарки
3. Вращающие фрикционы первого солнца
4. Вращающие фрикционы второго солнца.

Весь момент передается через солнца, нагрузку болты испытываются только когда ее останавливают тормозные фрикционы планетрки, но делается это не моментально и нагрузка на болты зависит от массы планетарки и скорости вращения(от момента двигателя она вообще никак не зависит).


А на R разве не в обратку крутится?
жОлтый тут может быть только один, и это Я!
И если машинка на аватарке тоже жОлтая, то я сегодня добрый!

Offline Kach

  • Почётный писатель
  • *****
  • Posts: 2659
  • Gender: Male
  • Ремонтирую YRV Москвы
нет не крутится, на R крутится 1-е солнце, которое крутит длинные шестерни планетарки, которые крутят короткие шестерни в обратную сторону :).

ЗЫ. Еще модель облома болта не учитывает созданное напряжение между внешним и внутреним корпусом плантарки и напряжение в резьбе, а оно куда больше, чем боковая нагрузка на болты. Модель действует, когда нет этого напряжения, т.е. болт выкрутился.
Клубный автосервис "АвтоМагистр"
www.automagistre.ru
[email protected]
icq: 333817900
Тел.: +7 (985) 929-40-87