Прошу прощения, что много буков, но может кому интересно или полезно будет
Началось все с того, что я купил Дуэт
В принципе, машина не первая (первой была ока )), но в лужу сел классически - протупил с заменой жидкостей и попал на ремонт двигателя. В один интересный момент через пару минут после заводки двигатель заглох и больше не заводился. Искра была, бензин в движке тоже, а вот компрессия резко куда-то пропала.
Долго искал СТО, где могут помочь. В основном народ мотал головами, только услышав про Дуэт и литровый EJ-VE. Дескать, не знаем и знать не хотим.
В результате нашлось одно СТО, где народ после нескольких дней курения двигателя (мануалов не было еще, 2007 год) нашли, что сдохла деталь на выпускном распредвале, это куда подается масло из клапана DVVT, если я все правильно понял. Валы провернуло, движок цел, но компрессии нет. Повезло - на разборе купил голову от такого же движка, поставили деталь, завели. Все вроде ОК, только в двигателе был странный стук, как будто клапана стучали. Ну, тогда я удовлетворился объяснением про грязный двигатель и засорившиеся гидрокомпенсаторы.
Масло менял несколько раз с двойной промывкой, стук не исчезал. Некоторое время назад загорелся check, начали раздаваться странные звуки со стороны ремней, да еще и узнал я страшную вещь - вроде как тойота не ставит гидрокоменсаторы где-то с 93-го года и у меня их просто нет
Пришло время ремонта, денег нет, надо разбираться самому.
В гараж. Скрепку в разъем, считаем мигания лампочки. Сдох кислородный датчик. Стук в двигателе похож на клапана, в городе посылают далеко, говорят у нас на тойоте никто зазоры регулировать не будет. Ну, поехали...
Корпус воздушного фильтра долой, крышку клапанного механизма тоже. Снимаю ремни, ужасаюсь как это неудобно, потом ужасаюсь состоянию ремней, менять надо было уже давно. Выкручиваю кислородный датчик, долго и с матом, ибо неудобно жутко, тепловой экран мешает и не снимается без снятия датчика. В магазинах нашел только ремни и фильтры, кислородный датчик под заказ и за 13к деревянных
На следующий день нахожу щуп с шагом в 0.05, замеряю зазоры. О том, где искать потом шайбы пока не думаю.
И тут шок - зазоры в норме. Вдумчивое курение мануала 2008 года издания результатов не дало. Питие пива тоже. Помог только дед с диким стажем преподавания механического оборудования металлургических заводов
Мое мышление к тому времени уже загнулось. Это только в компах пиво помогает
При осмотре кучки деталей, оставшихся от предыдущего ремонта, был найден второй распредвал, который работает на впуск. Шестерня, которая цепляется за аналогичную на соседнем вале, разрезная, и между собой половинки шестерни соединены через пружину. То есть, поворачиваем половинки друг относительно друга так, чтобы пружина натянулась, ставим на место, и пружина выбирает люфт между шестернями распредвалов. Однако умные СТОшики похоже не додумались до такой вещи и поставили распредвал просто так, не натягивая эту самую пружину. Люфт между шестернями валов = стук, похожйи на клапана
Веселье продолжилось. Снимать вал можно только если снимешь крышку, где стоит клапан DVVT. Снять ее можно только если снять шкив зубчатого ремня.
Что-то как-то страшно стало. Сходил блин за хлебушком, называется... Поборов страх, скрутил зубчатый ремень у нижнего шкива и у верхнего специально заготовленными лет 40 назад в гараже медными проволочками (аккуратно так, петельку через ремень с одной стороны, петельку с другой и между собой скрутить), снял шкив, не снимая с него ремня, подвесил рядом на веревку ))
Дальше еще один вопрос - как бы так зафиксировать валы, чтобы один снять, а второй не трогать. Они же поддавлены клапанами, да еще и крепления у них общие на обоих распредвалах. Впрочем, вариант нашелся - из кучи запчастей выбирается аналогичное крепление валов, распиливается пополам, после чего методом частичной замены креплений освободил нужный вал. Долго смотрел на метки, запоминал как оно стоит.
Снял вал, повернул половину шестерни, довернул еще до совмещения спецотверстий (в мануале говорят надо болт вкручивать в эти отверстия, нифига не получилось, загнал туда керн), поставил на место. Вынул керн, увидел как выбрался люфт (половинки шестерни чуть повернулись).
Сборка в обратном порядке. Фиксирую валы, ставлю крышку DVVT, надеваю верхний шкив ремня ГРМ. Выдыхаю.
Дальше вроде проще. При сборке все что могу протираю, мою, красоту навожу. И вижу, что на пластиковой крышке ремня ГРМ есть выработка от нижнего шкива. Что-то тут не то. Курю мануал. Нахожу, что сразу после шкива ремня ГРМ должна стоять ограничительная шайба с кучей дырочек. Однако при разборе я ее не снимал, ее там в принципе не было. Роюсь в деталях от предыдущего ремонта - вот она, родимая. СТОшнки, нехорошие люди, ее просто не поставили. Ставлю, накидываю крышку ремня ГРМ, шкивы, ремни... Тогда еще не знал, что надо откручивать гидроусилитель, поэтому бегал вокруг машины и пытался как-нибудь натянуть ремень на генераторе. Натянул.
Из ямы, через отверстие для приводов, длинный напильник между генератором и движком, натянуть, затем зафиксировать доской, вылезти из ямы и затянуть болт.
Ремни поставил, собрал все. Купил универсальный кислородный датчик NMT, покурил мануал, померил сопротивления, поменял его на другой такой же, но подходящий. Попробовал по старой памяти паять провода.
Понял бесполезность, поступил по инструкции - зачистить по 2мм от проводов, засунуть в металлическую втулку, зажать. Изолировал термоусадочными трубками. Кстати, замечательно уселись под воздействием китайского голубенького фена.
Вкрутил.
Момент истины. Завожу. После пары недель простоя завелось с двух оборотов. Стука нет! Красота... Check не горит. Тоже красота. Идет дым с выпускного коллектора, похоже заляпал маслом пока ковырялся. Льется масло из соединения подающей трубки в клапан DVVT. Выкручиваю, протираю, закручиваю. Нормально.
Появился странный звук со стороны ремней, как будто мелкая металлическая деталь постукивает по такой же. От оборотов не зависит. Испугался, заглушил. Попробовал тянуть болты крепления шкивов, которые снимал - за болт на коленвале проворачивается двигатель, за болты (4 шт) на шкиве с помпы проворачиваются все шкивы с ремнями, кроме ГРМ. Блин.
Вывод - не дотянул болт на коленвале. Болтается шайба, которую не поставили в прошлый раз СТОшники. Как тянуть - пока в раздумьях... Открутить было легко - снять клапанную крышку и зажать бронепровод между шестернями распредвалов, а закручивать... Ставить на передачу боязно, мало ли что там в АКПП будет. Спецмеханизма для зажатия ремня, конечно же нету
Впереди еще замена внешних пыльников на ШРУСах и окончание ремонта двигателя. Гайку на ступице пока свернуть не смог, страшно